- Одическая строфа
-
ОДИ́ЧЕСКАЯ СТРОФА́ — 10-стишие 4-стопного ямба с канонич. рифмовкой: AbAbCCdEEd (прописные буквы — жен. рифмы, строчные — муж.). Впервые О. С. была употреблена в нач. 17 в. франц. поэтом Ф. Малербом в жанре торжеств. оды и с тех пор стала попул. строфой франц., нем. и рус. од. В Россию О. С. пришла с одой В. Тредиаковского на сдачу Гданска (1743) и одой М. Ломоносова на взятие Хотина (1739); на рус. почве ее впервые употребил А. Сумароков ("Вперяясь в перемены мира", 1740). В эпоху классицизма популярность О. С. не только утвердила ее как осн. строфу жанра торжеств. оды, но и распространила на др. жанры — элегию, медитативную и любовную лирику, песню, сатиру и др. 2-я пол. 18 в. отмечена появлением большого числа вариантов О. С. (от "зеркального" расположения клаузул — aBaBccDeeD, перемены мест 4-стишия и 6-стишия до использования в ряду О. С. 10-стиший вольной рифмовки). В 18 в. к О. С. обращаются также В. Петров, Г. Державин, А. Радищев и др. К нач. 19 в. О. С. надолго выходит из употребления, возрождаясь лишь на рубеже 19—20 вв. в стилизациях (И. Коневского, Ф. Сологуба). Пример О. С. (Г. Р. Державин):
Подай, Фелица! наставленье:
Как пышно и правдиво жить,
Как укрощать страстей волненье
И счастливым на свете быть?
Меня твой голос возбуждает.
Меня твой сын препровождает;
Но им последовать я слаб.
Мятясь житейской суетою,
Сегодня властвую собою,
А завтра прихотям я раб <...>
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.